Из книги Тамура Нобуёси "Айкидо. Этикет и передача традиции"
О Сэнсэй часто устраивал демонстрации своего искусства на священных площадках синтоистских храмов. До 1956 года он не разрешал своим ученикам устраивать показательные выступления по айкидо. До этого айкидо демонстрировалось только в додзе, только для избранных групп и только самим О Сэнсэем.
По мере того как айкидо приобретало популярность, О Сэнсэю приходилось представлять искусство айкидо широкой публике, но в этих случаях он неизменно ограничивался лишь короткими выступлениями. В таком несоревновательном виде искусства, как айкидо, совсем неплохо во время сдачи экзамена или во время показательных выступлений обнаружить и почувствовать дух борьбы. На самом деле, каждый человек, когда ему приходится выступать перед другими, помимо воли начинает чувствовать себя скованно, поскольку он хочет сделать все как можно лучше и не сорвать собственное выступление. Это все равно что идти в бой, думая лишь о желании победить и нежелании оказаться побежденным.
Для того чтобы победить, нужно переступить через свои эмоции: невозможно трезво мыслить, если дух не спокоен. Во время демонстрации, как во время боя, нужно отбросить все эмоции, которые могут вывести из равновесия. Чтобы оставаться невозмутимым, спокойным и хладнокровным, когда возникает нечто непредвиденное, нужно готовиться к этому в обычное время. Если демонстрация проводится именно в таком духе, то никаких препятствий не возникнет.
Если человек может, ничего не скрывая, продемонстрировать результаты своих ежедневных занятий, то это хорошо, и уровень выступления в этом случае не имеет большого значения. Нужно также думать о том, как наилучшим образом представить и объяснить айкидо людям, которые только открывают его для себя. Необходимо искать способы, как без объяснений дать понять скрытую сторону техник. Такого рода выступления очень полезны для практикующего. Виртуозная же техника, которую может продемонстрировать тот, кто устраивает из своей демонстрации и спектакль, ничего не стоит, и, выступая перед людьми знающими, ее автор не может испытывать ничего, кроме стыда за собственную претенциозность. Как бы там ни было, публичные демонстрации, проводимые с рекламной целью, по меньшей мере не желательны, если дело касается айкидо. Одним словом, когда речь идет о публичных демонстрациях, не следует забывать, что они могут быть использованы для личного развития, и не нужно видеть в них нечто унизительное; все зависит лишь от отношения вашего сердца.